Sunday, December 14, 2014

Победы

В продолжение уроков, о которых написала на прошлой неделе. Большие и маленькие победы нашей жизни "после Лиама"...

Что-то из того, о чем напишу, пройдено в самом начале, или около того. С чем-то справились совсем недавно. И некоторые вещи по своей глобальности более весомы, чем другие.  Но кидать буду в кучу, безо всяких делений.

Лёлькины большие и маленькие победы...

Ушла та дикая "аутоагрессия", что была в самом начале; Лёша давно уже перестал рвать волосы на голове, щипать себя, биться головой об пол и стены.

Лёша перестал лепиться к чужим людям в общественных местах. Он продолжает быть излишне дружелюбным в некоторых ситуациях и сейчас, но по крайней мере уже не уйдет за незнакомым человеком, как это было в начале.

Он научился более-менее расслабляться, когда мы берем его на руки.

Он перестал прятать еду и кричать при виде еды. Давно уже может терпеливо подождать, пока готовится еда, или пока дойдет до него очередь, если даем детям что-то съедобное.

Вода не вызывает больше животный страх; уже год точно ребенка можно купать без плача и истерик.

(вот это очень весомо, пожалуй) Лёша перестал активно противостоять маме и истерить, если забота о нем исходит от мамы, а не от других (порой даже совершенно чужих) людей.

Этим летом он стал засыпать в машине, а до этого просто не мог расслабиться и должен был всегда видеть (и комментировать), куда мы едем и где находимся.

Отклонение от обычного графика уже не так выносит у ребенка мозги, как раньше; Лёшу теперь уже изредка можно выводить в люди без страха, что следующие три-пять дней мы будем выслушивать бесконечные вопли и истерики.

Непривычное тоже уже не так раздражает его, как раньше. Он перестал захлопывать у нас перед носом двери и столешницы (потому что все всегда должно быть закрыто), впадать в транс при виде дырок (на одежде и не только), относить вещи в те места, где он впервые их увидел (как, например, мои тапки, о которые мы почти целый год запинались, т.к. Лёша впервые их увидел в середине комнаты и потом почти целый год относил их туда снова и снова, если мы пытались убирать их на место).

В общем и целом, Лёша перестал так сильно выделяться в толпе. Я долгое время думала, что на него обращают внимание в общественных местах из-за руки,  но сейчас вижу, что причина была вовсе не в руке, а в его (так сильно отличающемся от нормы) поведении. Сейчас - при идентичной ситуации с рукой, - на него обращают внимание в мильон раз реже.

Это все только эмоциональные победы, конечно. О физическом и когнитивном в Лёлькином развитии я больше писала здесь все это время, поэтому решила не повторяться. Скажу только, что парень хоть и остается очень маленьким для своего возраста, но все же динамика роста у него сейчас нормальная. Поэтому за его размеры мы уже не переживаем так, как раньше. В целом он теперь во всем в пределах нормы, хотя логопед бы нам ох как не помешал (в новом году обязательно займусь этим.)

Хотела еще про свои личные победы добавить, но, вроде, уже по ним прошлась на прошлой неделе. Решила о себе добавить как раз о физическом, потому что для меня чуть ли не самым трудным, как оказалось, стало именно физическое неприятие чужого ребенка. Я слышала об этом до усыновления, но всерьез не воспринимала. Даже посмеивалась про себя над мамами, которые выбирают приемных детей по запаху. Больше не смеюсь, потому что у меня только совсем недавно прошел рвотный рефлекс от Лёшиного запаха. Сегодня я уже могу его обнимать, не отворачиваясь и дыша в другую сторону, чтобы не вырвало.  Справедливости ради, мне стало легче, когда у него стало лучше с животом. Когда перестало постоянно пахнуть помойкой изо рта, итд. Но фишка в том, что при тех же данных у Али и Даника (если, к примеру, болеют), меня так никогда не выворачивает. Поэтому я все же связываю это с чем-то мамско-физически-гормональным, что даже не от меня зависело, как сейчас вижу.

Не знаю, может, и мудро это - усыновлять ребенка, который не вызывает такого сильного физического отторжения, как это было у меня. Пока навещали его в доме ребенка, думала, что мне плохо рядом с ним именно от того, что он пахнет домом ребенка, что дома это все отмоется и уйдет. Но в моем случае только через почти три года ушло, и жить с этим все это время было очень и очень непросто. Хотя все же ушло, так что и с этим можно справиться, конечно.

Вообще, я безмерно рада, что острота всего того, с чем приходилось справляться в начале, уже давно позади.

Даже не верится, когда начинаешь думать, сколько всего уже пройдено.

No comments:

Post a Comment